Криптовалют много — более 1500. И постоянно появляются новые. По данным
ВЦИОМ 74% россиян знакомо слово “биткойн». При этом только 2% из них приобретали цифровую валюту. Реального использования в качестве платежного средства по сравнению с фиатными валютами — мизер. В чем проблема? Разберем три основные проблемы криптовалют: децентрализацию, конфиденциальность и регулируемость, а точнее возможность отчетности перед регуляторами. И посмотрим, у каких валют есть характеристики, необходимые для применения в реальном мире и, как следствие, для выживания в долгосрочной перспективе.
Немного странно обсуждать децентрализацию в списке желаемых качеств, поскольку это краеугольный камень, заложенный в основу идеи криптовалют. Однако в процессе развития концепция претерпела серьезные изменения. В оригинале полностью децентрализованная валюта подразумевает, что каждый участвует в обеспечении безопасности системы и получает вознаграждение пропорционально вкладу. С этой целью в Bitcoin (BTC) и большинстве серьезных криптовалют используется система “доказательства выполненой работы” (Proof of Work), которая не дает возможности изменить или подделать историю транзакций, предотвращая двойное расходование монет. Да, Proof of Work это проверенная система обеспечения надежности блокчейна, но требует большого количества электроэнергии. В 2017 году на полное оформление одной транзакции в системе Bitcoin требовалось затратить в среднем 163 кВт/ч энергии. Этого хватит, чтобы в течение пяти дней полностью обеспечивать нужды семьи из трех человек, проживающей в небольшом одноэтажном доме. Поскольку количество ресурсов, требуемое для вычисления полного блока часто превышает возможности одного человека, майнеры объединяются в пулы и затем делят прибыль пропорционально затраченным ресурсам. Это приводит к тому, что большинство сетей контролируется несколькими крупными и влиятельными пулами. А это ни что иное как централизация. Чтобы определить степень децентрализации криптовалюты, необходимо смотреть на количество лиц, которые суммарно контролируют более 50% ресурсов, принимающих решение о создании блоков. По английски эта характеристика звучит как number of entities in control of >50% of voting/mining power. Самые лучшие с этой точки зрения старые валюты такие, как Litecoin и Bitcoin. Хотя даже в Bitcoin всего 4 крупных пула, которые вместе контролируют более 50% и теоретически они могут договориться и контролировать сеть, а значит, переписывать историю, позволяя двойное расходование монет. На рынке есть и альтернативные схемы достижения консенсуса. Часть из них использует “мастер-узлы”, которые принимают решения о формировании истории. Другие используют схемы типа Proof of Stake, которые определяют вероятность создания блока участником в зависимости от количества монет, которыми он владеет. Некоторые решения ограничивают участие в формировании блоков для определенного списка пользователей (private blockchains). К сожалению, у всех этих решений риск сговора и коррупции еще выше.
В Bitcoin, как и в остальных неприватных криптовалютах, информация об участниках и транзакциях открыта и доступна каждому. По идее каждый пользователь скрыт за псевдонимным уникальным адресом. Ему соответствует секретный ключ, известный только конкретному пользователю и гарантирующий, что только он имеет возможность распоряжаться монетами, которые соответствуют этому адресу. При желании пользователь даже может создать любое количество таких псевдонимных адресов. И вроде бы они никак не связаны с его личностью. А что на самом деле. Увы, Bitcoin не конфиденциальный и даже не анонимный. Практика показала, что анализируя сеть транзакций, довольно просто установить личность владельца. Отправляя платеж в организацию, которая кроме адреса криптокошелька располагает другими данными, например интернет-магазину, у которого есть ваш физический адрес, ФИО и номер телефона, вы раскрываете один из своих адресов. Если вы не майнер, следовательно, получили эти монеты от кого-то другого или перевели с другого своего адреса. Проследив всю цепочку и накопив открытую информацию, которая хранится в блокчейне, со временем можно деанонимизировать все большее количество адресов. Поскольку информация в блокчейне по определению неизменна и хранится вечно, любая установленная личность добавляет информацию и может быть использована для раскрытия других. Именно этим и занимаются компании типа Chainalysis, Elliptic, CipherTrace и другие. Они постоянно анализируют блокчейны и накапливают информацию о его пользователях. Эту информацию блокчейн-аналитики поставляют правительствам и другим заинтересованным организациям, в частности банкам и правоохранительным органам. Но эту информацию могут получить не только крупные компании и правоохранительные органы. Любой программист, используя бесплатные инструменты в Интернете, может провести анализ по адресу и получить информацию о транзакциях конкретного пользователя. Ошибочно полагать, что это не касается тех, чья деятельность не выходит за рамки закона. Кто готов в открытый доступ выкладывать, что, где, когда и по какой цене покупает или продает? Кто готов предоставить доступ к выписке со своего банковского счета? И для организации, и для простого человека это сугубо конфиденциальная информация. И только конфиденциальные криптовалюты решают эту проблему, они используют методы позволяющие избежать деанонимизации и не хранят информацию о транзакциях в открытом виде. В связи с этим актуальными и востребованными в ближайшие годы будут ZCash, Monero, а также монеты нового поколения Beam и Grin.
Пока нет единого мнения, как классифицировать и регулировать криптовалюты. В Японии Bitcoin считается “законным платежным средством”, а в США “финансовым активом”. Самые сложные вопросы, которые стоят перед правительствами и международными финансовыми организациями касаются налогообложения, предотвращения отмывания денег и финансирования терроризма. Первое требует полноты информации о конкретном пользователе, второе — информации об источниках средств. Сегодня регуляция криптовалют осуществляется двумя путями. Контроль за централизованными точками обмена валют (биржами) и контроль за перемещением средств между пользователями с помощью таких компаний, как Chainalisys. Отсутствие конфиденциальности в большинстве криптовалют де факто позволяет отслеживать все транзакции. С конфиденциальными криптовалютами эта схема, разумеется, не работает. Но как же быть, если без конфиденциальности у криптовалют нет будущего? Рынку криптовалют необходимо принципиально иное решение, новая технология, которая позволит владельцам приватных криптовалют соответствовать требованиям регуляторов. Как вариант, возможность закрыто сохранять историю транзакций, доступ к которой пользователь приватной криптовалюты сможет предоставить регуляторам по собственному решению. И первая криптовалюта, которая сможет это осуществить, то есть совместить конфиденциальность и аудитоспособность, будет одной из самых востребованных. Я упомянул такие валюты, как Bitcoin, Litecoin, Zcash, Monero, Beam, Grin. Означает ли это, что остальные монеты упадут в цене или уйдут с рынка? Нет, в ближайшие годы этого не случится. Если речь идет о краткосрочных инвестициях и желании поиграть в криптоинвестора, смело можно вкладывать в топ-20 монет по капитализации. Тем же, кто ищет потенциал большого роста и готов играть вдолгую, следует анализировать новаторские криптопроекты, чьи принципы соответствуют потребностям реальной экономики, а это: быстрые транзакции, конфиденциальность и возможность предоставить отчетность регулятору, конечно же, по желанию самого пользователя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий